Украина боится продешевить с Россией, воображая, что нужна Европе
Вчерашний визит Владимира Путина в Киев оказался неудачным. Собственно, это и ожидалось. Российский премьер хотел получить ответы на два поставленных им еще в прошлом году вопроса: войдет ли Украина в Таможенный союз (ТС) и станет ли создавать СП с «Газпромом». В обоих случаях ответ был отрицательным. Не прямо отрицательным, но в этом смысле.
В ТС Украина не пойдет, потому что носится с идеей своего якобы очень выгодного географического положения и близости к рынкам Евросоюза. Соответственно, боится продешевить, вступив в ТС и отдав себя слишком дешево. Ей и в голову не приходит, что на рынки ЕС ей предложить нечего, а выгодность ее положения весьма условна. Окраины Евросоюза живут не так чтобы уж очень хорошо и постоянно просят денег у своего центра на латание дыр. А Украина – это даже не окраина ЕС, а (в нынешней ситуации) окраина окраины. Следовательно, если ей денег и перепадет, то самая малость, на которую не пожируешь.
Но идея фикс тем и отличается, что когда засядет в мозгу, выбить ее практически невозможно, разве что должно пройти время, чтобы убедиться в ее непродуктивности. Тогда она исчезает сама собой.
Очевидно, Путин знал ответы на свои вопросы еще до визита, поэтому встреча с украинским премьером прошла вяло. Путин опоздал на мероприятие в Киеве почти на два часа, чем вольно или невольно подчеркнул степень его важности. Заседание проходило в Клубе правительства Украины.
Сначала слово получила принимающая сторона. Украинский премьер Николай Азаров выразил надежду, что РФ не будет применять ограничительные меры по отношению к Украине в случае вхождения Киева в зону свободной торговли с Евросоюзом. Он также сказал, что Киев заинтересован в достройке крейсера «Украина» для РФ и пригласил Россию и далее использовать полигон палубной авиации «Нитка» в Крыму.
С этим полигоном, кстати, не все так гладко. Пару лет назад газета «Крымская правда» писала, что украинские власти попросту не пустили на полигон российских летчиков, когда те хотели потренироваться сажать самолеты на палубу корабля («Нитка» находится на берегу, но имитирует палубу), а теперь – добро пожаловать. Вы уж тогда, уважаемые, определитесь: вон или милости просим. А если последнее, то и цену назначайте божескую.
Во время выступления Азарова Путин больше слушал, что ему говорит на ухо посол Зурабов. В ответном слове Путин еще раз предупредил украинскую сторону: «У нас возникают опасности в связи с возможными условиями вхождения Украины в зону свободной торговли с ЕС».
Интересно, что в ответ не были озвучены цифры, сколько же получит Украина от вхождения в зону свободной торговли с ЕС. Исходя из этого, можно предположить, что либо такие подсчеты не производились, либо цифры в результате получились не такими, чтобы их можно было выставить против российских.
Зато украинский премьер вновь потребовал от российского коллеги пересмотреть формулу цены на газ.
Собственно, Азарову должно быть известно, что рыночная стоимость газа весьма условна. На рынке можно пойти и выбрать товар у другого продавца. А Украина может это сделать? Откуда она возьмет газ, если не из России, и по какой цене он в итоге для нее окажется? К тому же хотелось бы заметить, что и стоимость аренды Севастопольской военно-морской базы не отвечает рыночным условиям, и ничего, Украина «почему-то» на это внимания не обращает.
Еще Азаров попросил Путина пересмотреть квоты Украины для беспошлинной поставки сахара в РФ. С сахаром тоже история примечательная. С одной стороны, Украине некуда девать свой дорогой в производстве свекловичный сахар, а с другой, вспоминается начало 1990-х, когда тогдашний украинский кабмин объявил сахар стратегическим сырьем своей страны, которое нельзя вывозить без особого на то разрешения. Цель была, ясное дело, воспрепятствовать вывозу сахара в Россию. Но времена меняются, и «стратегические ценности» меняются вместе с ними.
Закрытые переговоры премьеров, последовавшие затем, длились не более 40 минут, что тоже говорит о степени их важности. Ведь переговоры президентов в лучшие времена продолжались по три часа. А 40 минут – это галопом по Европам, чтобы вылететь обратно домой не слишком поздно.
Год назад перспективы российско-украинских отношений выглядели более радужно. Но после вспышки энтузиазма последовало всегдашнее украинское затягивание любых решений с целью нащупать для себя наибольшую выгоду и оставить руки развязанными. Данная тактика и в этот раз способна привести к скандалу, если ситуация неопределенности продлится еще какое-то время. Конечно, можно сказать, что его спровоцировал своими слишком смелыми предложениями Владимир Путин. Но можно посмотреть на ситуацию и под другим углом: хотите пользоваться всеми благами более чем просто партнерских отношений – интегрируйтесь в наши проекты, а не витайте в облаках насчет своего небывало выгодного географического расположения. Миру известны и более удачные размещения стран, не чета украинскому. Например, Турция. И что особенного оно ей дало?
http://www.km.ru/news/ukraina-boitsya-p … hna-evrope
