Казахстан в Таможенном союзе: факты против доводов оппозиции
Казахстанской оппозиции не удалось инициировать общенациональный референдум по выходу республики из состава Таможенного союза и Единого экономического пространства. Инициативная группа в составе более 500 человек, собравшаяся 16 марта в Алма-Ате, не смогла обеспечить требуемого законодательством равного представительства всех регионов, в связи с чем провести референдум на законных основаниях нельзя. Однако останавливаться на этом организаторы акции не намерены, заявляя о планах самостоятельно собрать по вопросам, которые они хотели вынести на референдум, до миллиона подписей.
Казахстанская оппозиция последовательно выступает против участия республики в деятельности Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП) – интеграционных объединений, созданных Казахстаном вместе с Россией и Белоруссией. С начала 1990-х гг. руководство Казахстана выступало наиболее последовательным сторонником евразийской экономической интеграции. Идея Евразийского союза, в который к 2015 г. должны трансформироваться ТС и ЕЭП, была выдвинута в 1994 г. Н.А. Назарбаевым. При этом именно внутри Казахстана интеграция на постсоветском пространстве вызывает сегодня наиболее негативную реакцию оппозиции. Высказываемые ею опасения по поводу потери суверенитета и растворения в преимущественно славянском населении России и Белоруссии заставляют правящие элиты идти на ответные шаги, заявляя, например, о планах введении латинской графики вместо кириллицы и актуализации пантюркистских интеграционных проектов.
На практике создание ТС уже принесло ощутимые результаты, а его долгосрочные последствия могут быть еще более значительными. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) в «Докладе о переходном процессе» за 2012 г. назвал ТС первым успешным примером экономической интеграции республик бывшего СССР. После создания союза объем торгового оборота между его участниками в результате посткризисного восстановления экономики, снижения нетарифных барьеров и введения единого таможенного тарифа удвоился. При этом торговля между странами ТС растет гораздо быстрей внешней. В 2012 г. товарооборот государств-участников союза с третьими странами составил 939,3 млрд. долл., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 3,2%. Взаимная же торговля между странами ТС в прошлом году составила 68,6 млрд. долл., а ее рост по сравнению с 2011 г. составил 8,7%. То есть темпы прироста внутренней торговли участников были почти в три раза выше прироста внешней.
Главным экономическим локомотивом объединения является Россия. Минск и Астана развивают торгово-экономические связи прежде всего с Москвой и уже затем – друг с другом. В прошлом году объем торговли России с Белоруссией составил 43,9 млрд. долл., с Казахстаном – 23,8 млрд. долл., а Белоруссии с Казахстаном – всего 0,9 млрд. долл. В процентном отношении на них пришлось соответственно 64, 34,7 и 1,3% общего товарооборота. Хотя темпы роста торговли между Минском и Астаной, напротив, были самыми высокими, достигнув 15,1% по сравнению с ростом в 6,8% российско-казахстанского и 9,6% – российско-белорусского товарооборота.
Торговля между странами ТС отличается более диверсифицированной структурой. По данным советника президента РФ академика Сергея Глазьева, доля минеральных ресурсов во внешней торговле объединения составляет 72,7%, тогда как во внутренней – только 41,1%. На долю машин, оборудования и транспортных средств в экспорте приходится 2,4%, а во «внутрисоюзной» торговле – 19%. По оценке ЕБРР, региональная экономическая интеграция может стать плацдармом для экспорта в другие страны мира товаров с повышенной добавленной стоимостью. То есть ТС может стать стимулом для создания экспортно ориентированных производств, которые станут базой экономического роста.
Объемы торговли Казахстана и Белоруссии с Европейским союзом и Китаем в результате повышения ввозных таможенных пошлин на ряд промышленных изделий несколько сократились. По оценке ЕБРР, объем импорта товаров, на которые были установлены повышенные таможенные пошлины, снизился на 2-3%. Как следствие, Казахстан увеличил импорт товаров из РФ, поскольку китайский импорт стал для него дороже. Снизился и объем торговли Таможенного союза со странами СНГ, который в 2012 г. составил 79 млрд. долл., сократившись по сравнению с предыдущим годом на 2%. Россия, обладая более развитой промышленностью, вынуждена защищать производство от зарубежных конкурентов, а для Казахстана и Белоруссии повышение ввозных пошлин стало ценой создания общего рынка с населением в 170 млн. человек.
Для промышленно развитых регионов Казахстана торговля со странами ТС уже является одним из ключевых направлений внешнеэкономической деятельности. В Карагандинской области – индустриальном флагмане Казахстана – 60% в объеме взаимной торговли с государствами союза составил экспорт. По данным областного департамента статистики за 2012 г., общий объем торговли с государствами ТС достиг 2,8 млрд. долл., 1,7 млрд. из которых (59,1%) пришлось на долю экспорта. Большую его часть обеспечили предприятия черной и цветной металлургии: 44,6% экспортных поставок составил плоский прокат из железа, нелегированной, легированной и нержавеющей стали, 37,8% – рафинированная медь и необработанные медные сплавы. Доля сырьевой продукции в структуре экспорта, включая каменный уголь, брикеты, окатыши (4,8%), руду и марганцевые концентраты (3,4%), сравнительно невелика.
Интеграция с Россией и Белоруссией позитивно сказалась и на других сегментах казахстанской экономики. По оценке Михаила Зверева, коммерческого директора группы компаний ARCADA, крупного оператора коммерческой недвижимости, после вступления в ТС «все больше российских компаний, а также международных компаний, которые широко представлены в России, заходят со своими брендами в Казахстан». Повышение конкуренции ведет к росту спроса на торговые площади со стороны крупных торговых предприятий, что ведет к общему оживлению рынка торговой недвижимости. В результате эксперты отмечают такие позитивные тенденции, как рост активности участников рынка, увеличение спроса на качественные торговые объекты и отсутствие свободных площадей в наиболее качественных торговых объектах.
Положительные результаты заметны и в промышленности. Между участниками ТС намечается создание интеграционных промышленных цепочек, способных стать драйвером экономического роста. По словам С. Глазьева, «формирование единой таможенной территории создаёт условия для восстановления трансграничной научно-технической и производственной кооперации предприятий, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью», конкурентоспособность которых растет за счет устранения таможенных, торговых и технических барьеров.
Так, Россия и Казахстан планируют создание совместных предприятий по модернизации военной техники. Проект программы сотрудничества включает создание мощностей по восстановлению и капитальному ремонту авиационных двигателей для военных самолетов на базе Западно-Казахстанской машиностроительной компании в Уральске, а также авиационно-технического центра в Астане, где российские предприятия будут принимать участие в ремонте военных вертолетов. Соглашение о разработке и реализации программ совместных работ в области военно-технического сотрудничества в интересах вооруженных сил России и Казахстана заключено в сентябре 2009 г. в Екатеринбурге и парламенту Казахстана вскоре предстоит его ратифицировать.
К весне 2014 г. руководители России, Белоруссии и Казахстана планируют подписать соглашение о создании Евразийского экономического союза, на территории которого будут действовать единые тарифы, технические регламенты, валюта, банковская система, гармонизированное трудовое и миграционное законодательство. В качестве единой валюты предлагается использовать аналог переводного рубля, использовавшегося для расчетов в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ). По расчетам Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, на которые ссылается С. Глазьев, объединение рынков даст треть от 15-процентного прироста ВВП, ожидаемого в результате создания союза. Дальнейший экономический рост будет достигнут за счет формирования общей политики развития. К 2030 г. годовой прирост ВВП для Белоруссии может увеличиться на 14 млрд., для Казахстана – на 13 млрд., а для России – на 75 млрд. долл. Совокупный же экономической эффект для стран-участниц союза может составить 900 млрд. долл., а в случае присоединения Украины – еще более внушительную цифру – 1,1 трлн. долл.
Так что сомнения по поводу выгодности интеграции излишни. А на железные факты, свидетельствующие об этом, казахстанская оппозиция в состоянии ответить лишь эмоциями.
http://rusedin.ru/2013/04/18/kazaxstan- … oppozicii/