("Der Spiegel", Германия)
Марко Эверс (Marco Evers), Джон Гоц (John Goetz), Марк Гуджер (Marc Hujer), Хашейн Казим (Hashain Kazim), Джулиан вон Миттельстадт (Juliane von Mittelstaedt), Кристиан Неф (Christian Neef), Максимилиан Попп (maximilian Popp), Бритта Сандберг (Britta Sandberg), Грегор Петер Шмитц (Gregor Peter Schmitz), Стефан Симонс (Stefan Simons), Дэниел Стайнворт (Daniel Steinvorth), Бернард Занд (Bernhard Zand)

Мало какие утечки вызывали так много раздражения и шока, как публикация сайтом WikiLeaks дипломатических депеш США. Госсекретарь США Хиллари Клинтон пытается исправить ущерб, нанесенный репутации Вашингтона, в то время некоторые консервативные политики даже призвали к казни Джулиана Ассанжа.
Ее лицо уже много дней кажется застывшим. Она выглядит осунувшейся и серьезной, очень серьезной. Госсекретарь США Хиллари Клинтон вынуждена терпеть последствия того, что, вероятно, можно назвать крупнейшей опрометчивостью в истории дипломатии, и это видно.

Клинтон, отправившаяся в мировое турне по ликвидации дипломатического ущерба, резко осудила публикацию посольских депеш сайтом WikiLeaks, назвав ее "очень безответственным, бездумным действием, поставившим под угрозу жизни невинных людей по всему миру".

"Госсекретарь Клинтон буквально проводит дни и ночи в разговорах с бесчисленными мировыми лидерами, чтобы наилучшим образом не только выразить наше сожаление, но и проработать эти вопросы", - заявил конгрессменам США заместитель госсекретаря по политическим вопросам Уильям Бернс. Ее муж, бывший президент США Билл Клинтон, сказал, что "будет очень удивлен, если некоторые люди не расстанутся со своей жизнью" в результате утечек.

В центре внимания

В среду на прошлой неделе Хиллари Клинтон прибыла в столицу Казахстана Астану на давно уже планировавшийся саммит Организации для безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ). Это стало ее первым крупным появлением на международной арене после публикации документов, и она знала, что оно может оказаться неловким.

Президент Нурсултан Назарбаев, 70-летний правитель Казахстана, стоял на большой сцене Дворца независимости, ожидая 38 глав государств, а также других высокопоставленных политиков со всего мира. Он был хозяином мероприятия, первого саммита ОБСЕ с 1999 года. Глава каждой делегации должен был подняться по небольшой лестнице на сцену, чтобы пожать руку авторитарного казахского правителя.

Наконец, пришла и очередь Хиллари Клинтон. Одетая в темно-синий костюм, она поднялась по лестнице и подошла к Назарбаеву, широко улыбаясь. Стоя на сцене с Назарбаевым, Клинтон знала, что она находится в центре внимания, так как возглавляет Госдепартамент США, правительственный орган, ответственный за написание столь многих нелестных психологических портретов и политических оценок политиков по всему миру.

Некоторые из людей, о которых писали послы Клинтон, сидели теперь в зале прямо перед ней. Среди них был и российский президент Дмитрий Медведев, которого дипломаты охарактеризовали как "бледного и нерешительного" и сравнили с персонажем комиксов, а также президент Туркменистана, которого в депешах называли "опытным лжецом" и "не очень умным".

Назарбаев, как сообщается, любит теплую погоду, владеет конюшней с 40 лошадьми и дворцом в ОАЭ. Назарбаев уже сказал американцам, что оправится от этих разоблачений.
Не только уязвленные эго

Но вопрос стоит глубже, чем потенциально уязвленные эго. Опубликованные депеши дают возможность понять, как мыслят американские лидеры и их зарубежные коллеги. Они предоставляют аутентичные прямые цитаты из кризисных регионов мира. В них сообщается о северокорейских ракетах B25, способных переносить ядерные боеголовки и предположительно имеющих дальность в 3000 километров, которые Пхеньян якобы отправил в Иран. Депеши разглашают, что летом 2009 года американским дипломатам были даны тайные указания шпионить за представителями других государств в ООН. В депешах обсуждаются лидеры арабского мира, выступавшие за бомбежку Ирана. В них описывается чемодан с 52 миллионами долларов наличными, с которым бывший вице-президент Афганистана был сначала арестован, а затем отпущен в эмирате Дубаи. И в них упоминается ливанский министр обороны, сказавший, что надеется, что Израиль устроит бомбежку его страны и уничтожит движение "Хизболла".

Депеши, как отчеты из мира таинственности и осмотрительности, содержат поразительно четкие и неприкрашенные заявления, сделанные в контексте дипломатического мира двуличности. Они шокировали, отвратили и возмутили мир. Итальянский министр иностранных дел Франко Фраттини, вероятно, находясь в шоке и говоря несколько преждевременно, назвал утечки "11 сентября мировой дипломатии". Представитель французского правительства Франсуа Баруан, назвав утечки угрозой, с которой нужно бороться, сказал: "Я всегда думал, что прозрачное сообщество было тоталитарным сообществом".

Хиллари Клинтон в курсе всего этого раздражения. По словам ее представителя, она заявила, что не читала ни одного из этих проблематичных документов. Это поразительно. В своей речи перед пленарной ассамблеей ОБСЕ она не сказала о разоблачениях WikiLeaks ни слова.

"Нет друга лучше"

Внезапно канцлер Германии Ангела Меркель, которую американские дипломаты описали как "не очень-то креативную", оказалась рядом с Клинтон. Меркель в тот день тоже была в голубом. Между двумя женщинами завязался на вид дружелюбный разговор. Позже канцлер сказала, что дело с WikiLeaks было "второстепенным" во встрече.

Но с Сильвио Берлускони у Клинтон так благополучно не получилось. С тех пор как произошли утечки, итальянский премьер-министр – последним из мировых лидеров прибывший на встречу с папкой под мышкой и явно запыхавшись – находится под подозрением в том, что извлекал личную выгоду из энергетических сделок с Россией, хотя он и отрицает эти обвинения. Депеши описывают Берлускони как "немощного, тщеславного и неэффективного" и как любителя вечеринок, который не высыпается. Но в Астане Клинтон почувствовала необходимость загладить вину перед итальянцем. "У нас нет друга лучше, никто не поддерживает американскую политику так же последовательно, как это делал премьер-министр Берлускони", - заявила Клинтон журналистам.

Извинения, заверения в солидарности и попытки загладить вину: именно так будет выглядеть американская внешняя политика в течение следующих нескольких месяцев?

"Мы, конечно, не можем загнать зубную пасту обратно в тюбик, - пишет в авторской статье для Financial Times бывший резидент ЦРУ Роберт Баэр (Robert Baer). – Надежность Госдепартамента в роли заслуживающего доверия собеседника испарилась и, несомненно, надолго".

В интервью журналу SPIEGEL бывший глава разведки Саудовской Аравии принц Турки бин-Файсал (Prince Turki bin Faisal) сказал, что "надежность и честность [американцев] пострадали от этих утечек", и предположил, что с этого момента люди "больше не будут откровенно разговаривать с американскими дипломатами".
полностью здесь