Интересная оценка американцами российско-грузинско-абхазского и ю.осетинского вопроса. Она тем более интересна, что выше в статье автор говорит, что у США нет жизненно-важных интересов на территории быв. СССР, а Россия естественным образом чувствует себя раздраженной, когда кто-то «вторгается» туда и начинает учить ее жить. Мне кажется, что с наступлением обамовской «перезагрузки» подобная идея получает в США все большее распространение.
Ну и, естественно, в статье очень четко прослеживается то, что войну 08.08.08 начала именно Грузия. В приватных беседах, не под протокол, американцы и европейцы уже очень давно говорят, что им все понятно – кто начал войну, кто за нее ответственен, кто как себя вел и т.д., но из-за своей собственной вовлеченности во взращивание такого негодяя как Саакашвили официально они предпочитают сгладить оценки, что мы и видели в выводах комиссии Тальявини. Ну а теперь выдержка из статьи:
«В официальных кругах много говорят о желании России «расквитаться» с грузинским президентом Михаилом Саакашвили, который должен ответить за развязывание войны, прервавшей 15-летний статус-кво в отношениях с Абхазией и Ю. Осетией. Кроме этой ситуации российские лидеры не могут простить Саакашвили еще и то, что он повернулся к Москве спиной после того как попросил и получил поддержку Москвы в свержении своего предшественника – грузинского президента Эдуарда Шеварднадзе. Пока Саакашвили находится у руля государства, российско-грузинские отношения обречены на то, чтобы оставаться очень напряженными, вместе с тем, если он оставит его, то они могут нормализоваться.
Еще одну опасность для Михаила Саакашвили представляет армянская диаспора Грузии, составляющая 7% населения страны и проявляющее все увеличивающееся недовольство недостатком своих прав.
Утерянные территории Грузии. За время как советского, так и российского владычества абхазы и ю. осетины неоднократно предпринимали попытки освободиться от грузинского административного доминирования. Они предпочитали быть управляемыми непосредственно из Москвы потому, что русские им не нравились в гораздо меньшей степени, чем им не нравились грузины. Поэтому, не стало сюрпризом то, что после распада СССР обе территории подняли против грузин восстание (поддержанное Москвой), которое привело их к де-факто независимости от Грузии в 1993 году. Этот статус-кво сохранялся вплоть до 2008 года, когда Михаил Саакашвили начал войну, которая привела к признанию Абхазии и Ю. Осетии со стороны небольшого числа стран.
Сегодня, как и в России, большинство абхазов и ю. осетин имеют поддержку КГБ и, сотрудничая со своими старыми товарищами из спецслужб, чувствуют себя совершенно комфортно.
Говоря о будущем Абхазии, необходимо помнить, что в свое время Абхазия в течении 54 лет существовала в качестве формально независимого княжества, находившегося под протекторатом Российской Империи до тех пор пока русский царь официально не аннексировал ее в 1864 году. Идея сдать Абхазию назад в Грузию практически не имеет сторонников в России. Но является ли альтернативой этому ее присоединение к России? Не исключено, тем более, что Россия сейчас имеет все возможности потянуть время также, как это она сделала в 19 веке.
Судьба Ю. Осетии имеет много общего с Абхазией. Смерть 5000 осетин от рук грузин в 1922 году, точно также как гибель множества осетин во время противостояния, которое привело к войне 2008 года, очень жива в народе и не позволит осуществить мирное возвращение Ю. Осетии в состав Грузии. Это тем более верно, потому, что российская военная поддержка этой территории и Абхазии гарантирует поражение Грузии на поле боя, если она решится вернуть Абхазию и Ю. Осетию военным путем».
Герман Пирчнер – американский политолог, президент Вашингтонского совета по внешней политике США.