Как известно, у Петра Леонидовича Капицы в советском атомном проекте были свои идеи насчет проекта, включая его, Капицы, руководство. И уже после войны он вступил в прямой конфликт с Берией, откровенно показывая, что в данном контексте он, Капица, его держит за дерьмо. Кончилось тем, что Сталин сказал Берии: "Хорошо, я его уберу из проекта, но ты мне его не трогай!". Так или иначе, Капица был уволен из директора своего родного Института физических проблем, и со своим верным механиком Филимоновым уединился на даче на Николиной Горе, где начал работать над физикой плазмы. Конечно, страх ареста никогда не покидал его. Как член Королевского общества, он продолжал (!) получать физические журналы из Великобритании. И завел привычку раз в неделю отсылать Сталину письмо с обсуждением самых интересных научных новостей и их значения "для народного хозяйства". Никаких приветов от Сталина за это он не получал, и хотелось ему нестерпимо знать: доходят его письма до Хозяина или нет? И в один прекрасный понедельник он на почту не пошел. И вдруг в среду утром перед дачей визг тормозов, вбегает какой-то полковник и кричит: "Где ваше письмо товарищу Сталину? Он его вчера ночью потребовал, а его нет!". Капица вынул заготовленный заклеенный конверт и сказал: "Приболел я, и не смог на почту сходить...". "Не болейте больше!" --- заорал полковник, и машина умчалась. И понял Капица, что Хозяин его письма читает лично, и пока он читает, не посмеет Берия прислать к нему своих офицеров. Хитер был Кентавр! А Кентавром Капицу звали, так как кентавр это получеловек-полускот. А Капица был человек по отношению к своим, и скот по отношению к чужим.(с)
Маленькая история из жизни физиков
Сообщений 1 страница 5 из 5
Поделиться22011-01-21 15:49:35
Вишата, Вам - юкс, источнику- рыспект, а народцу фак (за раболепие). Противно.
"ах лента за лентою
набої подавай..."
Поделиться32011-01-21 22:01:29
Кентавр --- он же Петр Леонидович Капица --- был остроумнейшим экспериментатором. Тончайшие кварцевые нити получали выдавливая жидкий кварц сквозь тончайшие фильеры. И были монополисты на их производство. А нужны они были как т.н. крутильные весы, для измерения очень маленьких моментов сил. Фильеры под потребную Капице сверхтонкую нить у него своей не было, да и во всем мире такое никто не умел. И тут Капица придумал фантастически простой способ. На полу, над бархатной дорожкой, крепился арбалетик, хвост его окунали в расплавленный кварц, и стреляли. За стрелой вытягивалась тончайшая нить, которая элегантно падала на черный бархат.... Толщина регулировалась натягом тетивы. Сын Кентавра, Сергей Петрович Капица, он же известное всем Очевидное-Невероятное, как лектор по общей физике в МФТИ был довольно никудышным. Но этот эксперимент папаши демонстрировал самолично и с блеском.
Когда Тесла учился в техническом училище в Граце он вырабатывал в себе силу воли, доводя любое свое начинание до победного конца. Типа, начал читать книжку - читай до последней страницы.
Как то раз, для расширения кругозора он решил почитать Вольтера. Взял в библиотеке книжку, начал читать, и только тут до него дошло, что он натворил: это был первый том из полного собрания сочинений в 80 томах.
В газете "Правда" от 29 августа 1973 вышло это письмо 40 академиков:
Письмо членов Академии наук СССР
Считаем необходимым довести до сведения широкой общественности свое отношение к поведению академика А. Д. Сахарова.
В последние годы академик А. Д. Сахаров отошел от активной научной деятельности и выступил с рядом заявлений, порочащих государственный строй, внешнюю и внутреннюю политику Советского Союза. Недавно в интервью, данном им зарубежным корреспондентам в Москве и опубликованном в западной печати, он дошел до того, что выступил против политики Советского Союза на разрядку международной напряженности и закрепление тех позитивных сдвигов, которые произошли во всем мире за последнее время.
Эти заявления, глубоко чуждые интересам всех прогрессивных людей, А. Д. Сахаров пытается оправдать грубым искажением советской действительности и вымышленными упреками в отношении социалистического строя. В своих высказываниях он по существу солидаризируется с наиболее реакционными империалистическими кругами, активно выступающими против курса на мирное сосуществование стран с разными общественными системами, против линии нашей партии и государства на развитие научного и культурного сотрудничества, на укрепление мира между народами. Тем самым А. Д. Сахаров фактически стал орудием враждебной пропаганды против Советского Союза и других социалистических стран.
Деятельность А. Д. Сахарова в корне чужда советским ученым. Она выглядит особенно неприглядно на фоне концентраций усилий всего нашего народа на решение грандиозных задач экономического и культурного строительства СССР, на укрепление мира и оздоровление международной обстановки.
Мы выражаем свое возмущение заявлениями академика А. Д. Сахарова и решительно осуждаем его деятельность, порочащую честь и достоинство советского ученого. Мы надеемся, что академик Сахаров задумается над своими действиями.
Академики: Н.Г.Басов, Н.В.Белов, Н.Н.Боголюбов, А.Е.Браунштейн, А.П.Виноградов, С.В.Вонсовский, Б.М.Вул, Н.П.Дубинин, Н.М.Жаворонков, Б.М.Кедров, М.В.Келдыш, В.А.Котельников, Г.В.Курдюмов, А.А.Логунов, М.А.Марков, А.Н.Несмеянов, А.М.Обухов, Ю.А.Овчинников, А.И.Опарин, Б.Е.Патон, Б.Н.Петров, П.Н.Поспелов, А.М.Прохоров, О.А.Реутов, А.М.Румянцев, Л.И.Седов, Н.Н.Семенов, Д.В.Скобельцын, С.Л.Соболев, В.И.Спицын, В.Д.Тимаков, А.Н.Тихонов, В.М.Тучкевич, П.Н.Федосеев, И.М.Франк, А.Н.Фрумкин, Ю.Б.Харитон, М.Б.Храпченко, П.А.Черенков, В.А.Энгельгардт.
================
Время все ставит на свое место, и я опущу оценки. Знатоки должны заметить, что здесь нет подписи Ивана Матвеевича Виноградова, директора Математического института Академии наук, имевшего репутацию стойкого антисемита. История примерно такова (описана А.И. Ахиезером со слов Н.Н.Боголюбова):
Кто, как мелкая шавка, получал предложение и соглашался подписать просто по телефону, к кому-то по табели о рангах тогдашний президент Академии наук Мстислав Всеволодович Келдыш ехал лично. К Ивану Матвеевичу надо было ехать лично. МВ объяснил, что письмо нужно как ответ на недавнее выступление Сахарова. ИМ пожелал документального доказательства выступления и ознакомления с текстом. МВ сказал, что текст выступления растиражирован во всей западной прессе, и получил ответ ИМ: "Еще Владимир Ильич Ленин учил, что нельзя доверять ни одному слову буржуазной прессы!". Келдыш уехал без подписи Виноградова.
Поделиться42011-03-10 14:44:30
8 марта прошло,но очень понравилась история.
8 марта 1914 г. в г. Минске родился Якаў Барысавіч Зэльдавіч, он же Яков Борисович Зельдович, он же в научных кругах просто Зельда. Вскорости семья переехала в Питер, в 1930 Зельда окончил среднюю школу и стал лаборантом Института механической обработки полезных ископаемых, откуда в мае его перевели лаборантом в Институт химической физики. Далее где-то через полгода во время обхода института Н.Н.Семенов, будущий Нобелевский лауреат за теории цепных реакций, чего-то громко обсуждал, и услышал голос лаборанта, который изрек: "А надо делать так, и будет то-то". Изумленный Семенов спросил: "А почему я этого сотрудника не знаю?", a на ответ "Да это лаборант..." было сказано "Оформить научным сотрудником". Далее с 1932 почти три года Зельда был заочным студентом Ленинградского университета, но на такие глупости времени уже не было, так что в 1934 его приняли сразу в аспирантуру, в 1936 он защитил кандидатскую диссертацию, в 1938 стал завлабом в Химфизике, в 1939 доктором наук. В 1939 году Зельда с Юлием Борисовичем Харитоном написали работу (вторая ее часть была опубликована только в начале 90-х), о которой будущий нобелевский лауреат Игорь Тамм сразу сказал: "Это открытие означает, что может быть создана бомба, которая разрушит город в радиусе 10 километров", а в 1940 году А.Ф. Иоффе заметил: "Вы говорите о необычайной дороговизне. Но если речь идет о том, чтобы сбросить полтонны урана и взорвать половину Англии, тут о дороговизне можно не говорить". Дальше были три Звезды Героя Социалистического Труда за работу над бомбой и прочие регалии, и Зельда любил с гордостью ходить со своими звездами на груди (он здесь крайний справа):
Я же упомяну только об одной работе Зельды с С.С.Герштейном 1955 г. Тогда господствовала т.н. скалярно-тензорная теoрия бета-распада, и два автора вычисляли мезонные поправки к константе бета-распада. Вычислили, и в конце добавили одну фразу "Это не имеет никакого значения, но если бы в бета-распаде работал векторный вариант, то мезонные поправки за счет сильного взаимодействия к векторной константе строго обнулялись бы". В-общем то, из этой публикации Герштейна и Зельдовича интересна сегодня только эта фраза, и Герштейн говорит, что настоял на ее включении в статью Зельда. Через два года с гаком, когда после открытия несохранения четности стали ясно, что работает векторно-аксиальный вариант, Ричард Фейнман и Мёррей Гелл-Манн, два нобелевских лауреата, тоже заметили, что векторная константа не меняется, и Фейнман необыкновенно гордился этим своим открытием... пока ему не подсказали, что это уже было у этих советских.
P.S. Раз уж здесь упомянут Юлий Борисович Харитон, 
главный конструктор ядерного оружия, трижды Герой Социалистического Труда, день рождения которого 27 февраля 1904 я прозевал, то кой-какие интересные биографические данные, которые не так часто упоминаются...
Его отец был выслан из Советской России на известном "философском" пароходе вместе с Бердяевым и др. Бывший редактор кадетской газеты, он в Риге продолжал издавать антисоветскую газету "Сегодня", так что после присоединения Прибалтики получил в 1940 вышку. Жена Юлия Борисовича в середине 20-х сгинула где-то в Америке. Мать, актриса МХАТ, еще до 1-й Мировой, оставила семью, вышла замуж в Берлине, оттуда в 30-х эмигрировала в Палестину и похоронена у Стены Плача. Берия говорил Харитону: "Если бы вы только знали, какая у меня папка доносов на вас", а после испытания первой советской ядерной бомбы "Ах, какое было бы несчастье, не взорвись она"...
Поделиться52011-03-10 19:27:10
Зельдович Яков Борисович (р.8.3. 1914, Минск), советский физик-теоретик, один из основателей современной теории горения, детонации и ударных волн, академик АН СССР (1958; член-корреспондент 1946). Трижды Герой Социалистического Труда. С 1931 работал в институте химической физики АН СССР, с 1964 в институте прикладной математики АН СССР. профессор Московского университета (с 1966). Научные интересы З. разнообразны: ему принадлежат работы по физической химии, астрофизике, теории элементарных частиц, ядерной физике. В 1934 выполнил фундаментальные работы по адсорбции и катализу на неоднородных поверхностях. Поставил задачу о режиме распространения пламени и нашёл связь скорости горения с характеристиками горючей смеси (совместно с Д. А. Франк-Каменецким), создал физические основы внутренней баллистики ракетных пороховых двигателей. Развил количественную теорию детонации, объяснил явление пределов детонации и заложил основы теории спиновой детонации. З. получил важные результаты в теории ударных волн: в задачах о структуре фронта волны (совместно с Ю. П. Райзером), о течениях с ударным фронтом. Работы З. совместно с Ю. Б. Харитоном (1939—41) имели большое значение для решения проблемы использования ядерной энергии.
З. принадлежат работы по теории элементарных частиц: он предсказал процесс (b-распада p-мезона, совместно с С. С. Герштейном заметил аналогию между электромагнитными и слабыми взаимодействиями (гипотеза сохраняющегося векторного тока), предсказал явление мюонного катализа. Ему принадлежат идея удержания ультрахолодных нейтронов (реализованная Ф. Л. Шапиро), анализ свойств и способов обнаружения мезонов со временем жизни ~10—22—10-23 сек.
В области астрофизики и космогонии З. разработал теорию последних стадий эволюции звёзд и звёздных систем с учётом эффектов общей теории относительности, теорию гравитационного коллапса, теорию процессов в расширяющейся "горячей Вселенной", предложил экспериментальные методы для проверки космологических теорий. З. основал школу советских физиков в области теории горения, детонации и ударных волн. Ленинская и 4 Государственных премии СССР. Награжден 3 орденами Ленина, 3 другими орденами, а также медалями.
Соч.: Теория горения и детонации газов, М. — Л., 1944; Теория ударных волн и введение в газодинамику, М.- Л., 1946; Теория детонации, М., 1955 (совм. с А. С. Компанейцем); Физика ударных волн и высокотемпературных гидродинамических явлений, М., 1963 (2 изд., М., 1966, совместно с Ю. П. Райзером); Релятивистская астрофизика, М., 1967 (совм. с И. Д. Новиковым); Теория тяготения и эволюция звезд, М., 1971 (совм. с И. Д. Новиковым); Высшая математика для начинающих и ее приложения к физике, 4 изд., М., 1968.
Лит.: Смородинский Я. А., Франк-Каменецкий Д. А., Яков Борисович Зельдович (К 50-летию со дня рождения), "Успехи физических наук", 1964, т. 82, с. 3 (имеется библ. трудов).
Ю. П. Райзер.