День независимости: послевкусие
Весной этого года в африканском государстве Сенегал разгорелся нешуточный скандал. Оказалось, что руководство этой страны, одной из беднейших в мире, потратило львиную часть госбюджета на постройку гигантского монумента «Освобождённая Африка», открытие которого приурочили к 50-летию независимости Сенегала. Теперь 52-метровый монумент, представляющий собой «независимую сенегальскую семью, разорвавшую узы колониального порабощения», с презрением взирает со своей монументальной высоты на живых сограждан, абсолютное большинство которых живёт в полной нищете.
Узнал эту новость – и почему-то сразу подумал об отечестве, где к очередной годовщине независимости относятся очень по-африкански. Может быть, неслучайно гимн Украины на украинском языке в «этническом проекте» канала «Интер» исполняют негры? Кстати, представляю себе состояние украинских националистов, для которых в ролике об украинском гимне сначала пишут «Украина для украинцев», а потом демонстрируют этих самых «украинцев», половина из которых оказывается неграми – или, как говорят поборники толерантности, афроукраинцами.
Но вернёмся к нашим баранам, то бишь к не совсем нормальному празднованию Дня независимости. Так и непонятно – от кого, собственно говоря, мы стали «независимы». Украиной до 24 августа 1991 года правил Леонид Кравчук, он же ею управлял и после, пока шахтеры буквально не «вынесли» первого президента из Мариинского дворца. Каким был состав парламента до независимости, таким он и оставался до 1994 года. Ну и так далее.
Кстати, именно этот щекотливый вопрос породил такие газетные термины, как «самооккупация» или как было написано недавно в одной грузинской газете: «Оккупация Украины руками самих украинцев». Это точная калька фраз «Оккупация Грузии руками самих грузин», поскольку тяжело Саакашвили объяснить ситуацию, что Грузию «оккупировали» люди с фамилиями Джугашвили, Берия, Орджоникидзе, Енукидзе и прочая.
Так что интересная у нас «независимость» получилась, которая с каждым годом доказывает, что «незалежнисть» была не от кого-то, а от чего-то. Смотришь по телевизору празднование главного праздника страны – и кажется, что это была независимость от здравого смысла.
Например, во Львове к Дню независимости скульптуры античных богов, стоящие в центре города, одели в вышиванки. Зевс – в вышиванке, Венера – в вышиванке. На те статуи, на которые не хватило вышиванок, повязали сине-желтые галстуки «а-ля пионерские». Но как-то непоследовательно вели себя жители Львова: если уж Громовержец в вышиванке, то и переименуйте его в Грыця, а Венеру – в Палашку. А что? Переименование статуи позволит вообще круглый год не снимать с неё вышиванку. Это же такое эстетическое удовольствие для львовян!
В Тернополе развернули самый длинный в мире флаг – флаг Украины длиной в 9,5 км. Представляю, как в этом очень маленьком городе, который в два раза меньше Горловки, остановилась жизнь. Судя по длине флага, его протянули через весь город, а держали чуть ли не все жители Тернополя. В Харькове флаг Украины подняли на один из высочайших флагштоков в мире. В Киеве провели конкурс вышиванок, который судили «писатели» братья Капрановы.
При этом кто-нибудь слышал, чтобы в США в День независимости (за которую американцы семь лет с оружием в руках воевали) поднимали на самый высокий флагшток свой флаг? Зачем? Их флаг уже на Луне, а выше никто не поднимет. Или чтобы американцы развернули самый длинный флаг в мире? Зачем? Миллионы американцев добровольно каждый день поднимают флаг своей страны у себя во дворе. Поднимают, потому что уважают свою страну за то, что она уважает своих граждан. И «пятиминутки» патриотизма раз в год им совсем не нужны. И ковбойские шляпы там никто не напялит на статуи античных героев. Пусть Михаил Задорнов и утверждает, что американцы «ну-у-у, очень тупые», но при этом они совсем не идиоты.
В нормальной экономически и политически развитой стране патриотизм не является кричащим и навязчивым, там это глубокое внутреннее чувство, когда человек знает, за что конкретно любит свою страну: за высокий уровень жизни, за культурный комфорт, за безопасность на улицах, за многое другое. И вполне естественно, по мере своих скромных сил, эту любовь проявляет.
А там, где этого нет, получается как в Сенегале: вверху монументальная пропаганда, внизу – монументальная нищета. Жаль, что в этом вопросе мы куда ближе к Сенегалу, чем к США.
АЛЕКСЕЙ ИВАНОВ. источник: "Однако"Украина
