Интересно, Нацбанк уже закончил анализировать целесообразность введения купюры 1000 гривен? Народ уже заждался. Нет, насчёт экономической необходимости нам, в общем-то, фиолетово. Раз надо, так надо. Инфляция, там, или ещё какие-то соображения. Сколько всего должно быть номиналов в национальной валюте – 8, 9 или 12? Пусть с этим разбираются люди, специально обученные.

Другой вопрос, чей портрет будет изображён на купюре номиналом 1000 гривен? Насколько я помню, в презентационном варианте банкноты образца 2008 года там красовался Пантелеймон Кулиш – автор «Чёрной рады», мрачного произведения про эпоху Руины. Опять же, ничего против не имею, но определённый символизм тут присутствует. Как и в других банкнотах выше традиционного номинала от 1 до 100, которые допечатывались по мере необходимости.

Итак, в 2001 году вскоре после окончания протестных акций «Украина без Кучмы» Нацбанком была выпущена банкнота номиналом 200 гривен с Лесей Украинкой. Жизненным кредо писательницы и поэтессы, напомню, был девиз: «Contra spem spero», – без надежды надеюсь. Не знаю, насколько обоснованными были тогдашние надежды Леонида Даниловича Кучмы остаться при власти на третий срок, однако им не суждено было сбыться.

Купюра нового достоинства в 500 гривен появилась аккурат после сокрушительного поражения «Нашей Украины» и её вождя Виктора Ющенко на парламентских выборах 2006 года. На ней был изображён наш первый и единственный философ – Григорий Савич Сковорода. Самобытный мыслитель тридцать с лишним лет пешком бродил по свету, проповедуя простую идею, что в жизни нужно заниматься тем, что тебе нравится. Этой философией сполна насладился Виктор Ющенко, став президентом. Одни только трипольские горшки и ульи являются достаточным аргументом, чтобы на политическом надгробии третьего президента Украины написать слова Сковороды: «Мир ловил меня, но не поймал».

Сейчас, похоже, пришла пора актуализировать Пантелеймона Кулиша с его «Чёрной радой». Роман, нужно сказать, совсем неоднозначный. В 1663 году «чернь», измученная произволом старшины, чуть ли не в первый раз смогла реально участвовать в выборах гетмана – и выбрала, мягко говоря, недостойного человека. Отчасти оправдывает демократические процедуры лишь тот факт, что простые казаки, мещане и крестьяне выбрали Ивана Брюховецкого не от хорошей жизни, а от очень даже плохой.
http://www.odnako.org/ru/blogs/2011/02/blog746.html