Президент Соединённых Штатов Барак Обама приветствовал Египет на пути к демократизации и сравнил отставку Хосни Мубаракка с падением Берлинской стены.
Да, было такое событие в истории. Рональд Рейган призвал в 1987 году: «Сломайте эту стену!», – и Берлинскую стену через пару лет действительно сломали. Её падение стало символом распада советского блока и укрепления американского. Хотя Рональд Рейган к тому времени уже не занимал пост президента, его вклад в закладку (или, лучше сказать, разрушение) фундамента вряд ли кто-то сможет оспорить. А теперь вопрос: с каким фундаментом сегодня работает администрация Барака Обамы, запуская процесс политического разрушения Ближнего Востока?
Сразу хочу сказать, что я не знаю арабского, плохо ориентируюсь в регионе, а весь опыт знакомства с Египтом ограничивается туристической поездкой. Поэтому мои рефлексии по поводу тамошних событий – это не анализ, а субъективное ощущение, что к нашим границам подбирается что-то весьма неприятное.
Не так важно, какая конечная цель арабских революций. Если это энергетические потоки в Европу с Ближнего Востока (Суэц, нефтедобывающие страны Магриба и трубопроводы, идущие через Курдистан), тогда нам скоро тоже привет. Точнее, вначале туркам, потом нам. В Белоруссии (ещё один канал снабжения Европы углеводородами) Александр Лукашенко недавно выдержал проверку на прочность. Насчёт устойчивости Виктора Януковича такой уверенности нет. Можно сколько угодно убеждать себя в том, что революционной ситуации на Украине нет, что люди, в общем, не голодают, а потому на майдан не пойдут. В Египте и Тунисе голодали, но на площади вышли уж точно не самые нуждающиеся. Революция Facebook, Интернет, координация действий на форумах – современные технологии имеют прямое отношение к студентам и среднему классу, но не к людям, живущих на 1 доллар в день.
Непонятно, с какой стороны рванёт. Мир поджигается с разных краёв и в такой ситуации чисто по-человечески хочется лишь одного: чтобы началось – не у нас. Не то, чтобы наша хата совсем с краю, но хотелось бы – не в эпицентре. Пару лет назад все ждали – вот-вот должны начать бомбить Иран. Пронесло. В прошлом году третью мировую чуть было не начал меткий выстрел северокорейской (?) подлодки. Сейчас уже на перечисление стран, в которых может вспыхнуть война, не хватает пальцев двух рук. Если долго бить, сломается объект любой прочности. Чтобы повторно не цитировать Рональда Рейгана, можно обратиться к украинскому классику Ивану Франко. Лупайте сю скалу, товарищи американцы.
Наивно, но каждый новый инцидент порождает новые надежды. Вот застрянут в Афганистане. Обломаются об Ирак. Девальвируются вместе с долларом, займутся своими внутренними проблемами или задохнутся без импортных энергоресурсов. Ничего этого не произойдёт. С таким же успехом можно надеется на то, что ФРС (частная ведь контора) вместе с печатным станком переедет к нам.
В 90-е годы, когда геополитика переосмыслялась в свете новых границ, было модно называть Украину мостом между Европой и Россией. Понятно, что это произносилось в контексте выгодного расположения. С другой стороны, во время войны мост на стратегически важном участке – это один из приоритетов для диверсионных атак. Что нужно сделать, чтобы спровоцировать гражданский конфликт на Украине? Диверсионной группы из трёх человек хватит? Если да, то именно так и произойдет. Потому что рвётся там, где тонко.
http://www.odnako.org/ru/blogs/2011/02/blog754.html




