Рекомендую для прочтения. Много интересного о "Южном потоке" из первых уст.
Журнал "Газпром" №11 2010
Статья "Центр ответственности"

На вопросы журнала отвечает начальник Департамента по управлению проектами ОАО «Газпром» Леонид Чугунов
– Леонид Семенович, департамент, который вы возглавляете, создан в «Газпроме» только в нынешнем году. Почему и как это произошло?
– Не секрет, что «Газпром» достаточно давно работает над проектом «Южный поток». И в определенный момент мы подошли к стадии его практической реализации.
КООРДИНАЦИЯ
– Кстати, осуществляться он будет на условиях проектно¬го финансирования – такую задачу поставил Председатель Правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер. Естественно, встал вопрос о том, каким образом корпорация будет управлять этим проектом. Изначально рассматривалась возможность создания по классической схеме, используемой в аналогичных случаях западными компаниями, специального предприятия, которое выступило бы заказчиком по «Южному потоку». Но, учитывая сложность и масштабы проекта, а также совершенно разные подходы к реализации каждой из его частей, Алексей Борисович принял решение об образовании в «Газпроме» нового департамента.
Фактически «Южный поток» – это несколько полноценных, очень крупных проектов, связанных воедино. И край¬не важно, чтобы их выполнение было синхронизировано, а за конечный результат отвечал один человек. Вот и был определен центр ответственности – Департамент по управлению проектами.
– Какие именно функции возложены на ваш департамент?
– Мы координируем движение проекта на всех направлениях и этапах развития с учетом того, что на его осуществление отведены крайне сжатые сроки. Ведь первый газ по «Южному потоку» должен быть подан уже в конце 2015 года. Для этого нам нужно организовать дело так, чтобы все без исключения участники проекта жестко соблюдали
утвержденные графики, а поставленные задачи и возникающие проблемы решались в оперативном режиме. Огромную работу здесь выполняют специалисты различных департаментов «Газпрома» – внешнеэкономической деятельности, стратегического развития, транспортировки газа, юристы и так далее. Но помимо этого они ведут массу других проектов. Мы же следим именно за «Южным потоком», координируем движение, помогаем в организационном плане, ищем вместе с ними нужные решения. Всё это в конечном итоге способствует ускорению работы.
– В какой стадии проект находится сегодня?
– По российскому газопроводу завершена подготовка тех¬нико-экономического обоснования (ТЭО) и мы перешли к фазе проектирования.
РАСШИРЕНИЕ
– Речь идет о расширении газотранспортной системы для обеспечения подачи газа в «Южный поток». Здесь предполагается строительство новых газопроводов, а также реконструкция и модернизация действующей системы на достаточно большом участке Починки–Писаревка. Помимо выполнения основной задачи – доставки 63 млрд куб. м газа до Черного моря, попутно будут решаться вопросы газификации тех областей, по которым проходит марш¬рут газопровода. Например, в это расширение мы закладываем дополнительные мощности для поставки в Краснодарский край ежегодно 5 млрд куб. м газа сверх того, что
регион уже получает. Как известно, вся страна сегодня строит там столицу Олимпиады. По сути, всё, что у нас осталось от теплого морского побережья после развала Советского Союза, – это район от Сочи до Анапы. Многие инвестируют в развитие здесь санаториев, профилакториев, домов отдыха, гостиниц и так далее. То есть всей той инфраструктуры, которой не хватает региону для полноценной конкуренции с зарубежными морскими курортами. Благо¬даря этому потребление газа в крае возрастет на 2,5 млрд куб. м в год. Еще столько же необходимо для компенсации выпадающих объемов попутного нефтяного газа, поставляемых потребителям региона с истощенных нефтяных месторождений.
СЛОЖНЫЙ УЧАСТОК
– ТЭО по морской части также завершено, и мы фактически переходим к стадии проектирования. Пока мы рассматриваем два варианта размещения головной компрессорной станции (ГКС) на побережье: в районе Анапы или Геленджика.
– От чего будет зависеть выбор места?
– Конкретное место для строительства ГКС будет определено после проведения инженерных изысканий в российской прибрежной зоне. За основу мы берем район Анапы. Однако здесь очень сложный берег – крутые откосы, и труд¬но выбрать подводные каньоны, чтобы газопровод не па¬дал вертикально вниз, а шел по наклонной. Иначе, по¬скольку его масса будет слишком велика, он просто стянет компрессорную станцию на себя в море. Подрядчиком по выполнению комплексных морских изысканий выступает ОАО «Гипроспецгаз», субподрядчиком – ООО «Питер Газ». Они же являются, соответственно, генеральным про¬ектировщиком и заказчиком строительства российского сухопутного участка.
Кстати, скоро «Питер Газ» будет преобразован из дочернего предприятия ЗАО «Ямалгазинвест» в стопроцентную «дочку» ОАО «Газпром». Это единственная в нашей стра¬не организация, которая полноценно занимается морским проектированием. Она участвовала в подготовке к строительству «Голубого потока», газопровода Джубга– Лазаревское–Сочи, «Северного потока», трубопроводного перехода через Байдарацкую губу и объектов обустройства Киринского месторождения на шельфе Сахалина. В принципе это единственный у нас институт, который выполняет все изыскательские и проектные работы по газопроводам на море.
От российского берега пойдут четыре нитки – коридоры для их прокладки нам еще предстоит выбрать. Единственное, что пока можно сказать, – они не затронут исключительную экономическую зону Украины.
– Об их технических характеристиках уже можно что-то сказать?
– Технологически это самый сложный участок проекта, и труба здесь будет непростая – диаметром 800 мм (32 дюйма) с толщиной стенки минимум 39 мм.давление на выходе из ГКС составит примерно 220 ат. Причем последний сухопутный отрезок перед береговой станцией в Краснодарском крае будет работать на повышенном давлении примерно в 120 атм.
ВАРИАНТЫ
– На европейский берег «Южный поток» может выйти из моря в Болгарии – пока этот маршрут рассматривается в качестве основного, а также в Румынии. В настоящее время отрабатывается возможность вывода на побережье этой страны одной или двух ниток газопровода.
– В связи с чем принято решение об изучении второго маршрута?
– Румыния проявила серьезный интерес к «Южному потоку». Поэтому после переговоров с нашими румынскими коллегами было решено сделать технико-экономические расчеты и по этому варианту.
– А в Болгарии дело сдвинулось с мертвой точки?
– Да, процесс пошел. После недавнего визита в эту страну Владимира Путина наш проект получил здесь новый импульс. И мы надеемся, что руководство Болгарии
окончательно определилось и серьезных проволочек теперь не будет. Поэтому на сегодняшний день предполагается, что основная трасса сухопутного участка «Южного по¬тока» пройдет по Болгарии, Сербии, Венгрии, Словении до Австрии и Северной Италии. От нее будут сделаны отводы в Хорватию, Македонию, Грецию и Турцию. Из них последние три - с территории Болгарии. Таким образом, уже здесь будет оставаться 21 млрд куб. м газа ежегодно, и, соответственно, далее нужно тянуть менее производительную трубу меньшего диаметра.
- По поводу поставок в Южную Италию что-то решено?
- Пока ведем технико-экономические расчеты. В Грецию построим газопровод обязательно, в Турцию - тоже. Думаю, что и в Македонию - сегодня к ним идет небольшая нитка, но на планируемое этой страной развитие газовой энергетики газа явно недостаточно, и значит, потребуется намного больше. В Австрию также пойдут значительные объемы -здесь, в Баумгартене, расположен мощный европейский газораспределительный узел. Основная задача для нас - довести трубу именно сюда и на север Ита¬лии. На юге этой страны потребляется значительно меньше газа, а кроме того, Италия реализует там совместный с Грецией и Турцией проект по строительству другого газопровода. Может быть, им и это¬го хватит. Но мы продолжаем работать по этому вопросу с ENI и Edison.
- Что планируется сделать в рамках проекта в ближайшее время?
- В текущем году завершат подготовку национальных ТЭО Словения, Сербия, Австрия, Венгрия.
ПЕРСПЕКТИВА
- Надеемся, что за ними подтянутся Болгария и Румыния.Полученные данные позволят уточнить коридор, в котором пройдет газопровод, технические характеристики оборудования, объемы закупок материально-технических ресурсов, затраты и так далее - всё это будет заложено в сводное ТЭО. Это даст нам возможность произвести более точную оценку стоимости проекта и впоследствии принять инвестиционное решение.
- Сегодня ваш департамент ведет фактически один «Южный поток». Это говорит о большой значимости проекта для «Газпрома»?
- Не только для «Газпрома», но и для наших соседей, и для Европы. Прежде всего это диверсификация экспортных потоков голубого топлива с заделом на будущее.
ЗНАЧИМОСТЬ
- Ведь причиной ускорения работ по проекту стало в том числе и перекрытие Украиной поставок российского газа
в Европу, поскольку в результате этих действий претензии были предъявлены России. Между тем договориться со страной, в которой политика зачастую идет впереди экономики, Пришла новая власть - всё изменилось в лучшую сторону. Но что будет завтра? Наша за¬дача - обеспечить потребителей газом, поэтому сегодня реализуются «Северный поток» и «Южный поток». Конечно, сбрасывать со счетов Украину не нужно, однако следует помнить, что серьезно развитием газотранспортной системы в этой стране никто давно не занимался - эта система морально и физически устарела. Поэтому просто необходимо останавливать линии, делать нормальный ремонт и модернизировать систему. Там же, образно говоря, автоматизированная лопата, а нужно современный экскаватор ставить с манипулятором-джойстиком, а не рычагом прямого управления. И сейчас такая возможность у Украины появится.
Что касается Европы, то, по существующим прогнозам, к 2025 -2030 годам ей потребуется дополнительно 180 млрд куб. м газа ежегодно. Где их взять? «Северный поток» и «Южный поток» - это всего 118 млрд кубов. Даже если найдут сырье для Nabucco - еще 35 млрд. Получается, что и это¬го не хватает - нужно еще где-то брать 27 млрд куб. м газа. Арифметика простая. Мы же по нашей системе можем поставлять и российский, и азербайджанский, и туркменский газ. И не важно, как он пойдет - через Белоруссию, Украину, «Голубой поток», «Северный поток» или «Южный поток».
ШТОКМАН
- Кстати, не случайно на совещании в Новом Уренгое Председатель Правительства России Владимир Путин дал всем нашим газовикам задание - увеличить добычу голубого топлива до 1 трлн куб. м в год. Ведь рост потребления газа ожидается не только в Европе, но и в нашей стране.
- В будущем ваш департамент будет заниматься другими проектами или все ограничится «Южным потоком»?
- Когда будет принято инвестиционное решение по Штокману, возможно, нам поручат координировать движение
и по нему. Как вы знаете, это тоже огромный комплексный проект, который предполагает не только разработку само¬го месторождения в три фазы, но и создание мощной морской и береговой инфраструктуры, которая впоследствии будет использоваться и для освоения других нефтегазовых ресурсов на шельфе. В структуре нашего департамента уже создан специальный отдел, который будет заниматься морскими месторождениями, и мы начали интеграцию в Штокмановский проект. Подбираем специалистов по морским газопроводам, платформам, судам, которые хорошо знают специфику, нормативную базу, возможности мирового рынка по созданию тех или иных инфраструктурных объектов для шельфа. Возможно, будут и еще какие-то проекты. Однако пока об этом говорить рано.
Беседу вел Денис Кириллов