Почему Харьков, руководство которого регулярно пополняет информационные ленты информацией о коррупционных скандалах, получает премии за благоустройство? Почему Харьковская область, в которой есть депрессивные территории, лидирует в рейтингах качества жизни и находится в первой тройке регионов по привлечению иностранных инвестиций? Почему регион, возглавляемый одиозными, по мнению многих обозревателей, политиками, так и не стал оплотом оппозиции? Почему уничтожение оппозиционных СМИ интересует международные правозащитные организации, но не волнует харьковчан? Ниже - попытка хотя бы отчасти объяснить парадоксы первой столицы Украины.
Власть
Власть в Харькове двуедина. Город - это Геннадий Кернес, область - Михаил Добкин. До сих пор многие нехарьковчане судят об этих людях по ролику, некогда побившему рекорды в youtube. Хотя с момента появления этого видео много воды утекло, его персонажи сильно изменились. Михаил Добкин уже давно не воспринимается как креатура Кернеса, потому что за время мэрства а потом - губернаторства Добкин вырос, превратившись в самодостаточного политика.
Особенно ясно это стало видно, когда он оставил кресло мэра ради кресла губернатора. Добкин быстро сформировал собственную команду, и стал руководить самостоятельно. Конечно при этом «дружба великая и трогательная» с Геннадием Кернесом никуда не делась, однако от былого влияния Кернеса на Добкина не осталось и следа.
В публичном плане губернатор изменился особенно разительно. Он научился говорить, и если сравнить его теперешние публичные вступления со знаменитым роликом, то складывается ощущение, что это два разных человека. Он открыт для прессы, и мероприятия под условным названием «чай с губернатором», в которых принимают участие руководители харьковских СМИ, проводятся регулярно, причем никаких ограничений на «неудобные» вопросы на них не существует. Сейчас, несмотря на знаменитый ролик и на общий кризис доверия к власти, Михаил Добкин остается не только самым влиятельным, но и самым популярным политиком региона.
Слухи об отставке Михаила Добкина возникают с периодичностью раз в полгода, однако воспринимаются местным политическим бомондом, да и самим губернатором спокойно, прежде всего, потому, что заменить его не кем. Разве что варягом, однако, это будет негативно воспринято и харьковчанами, и местной элитой, с которой, кстати, губернатор выстроил ровные, бесконфликтные отношения. Интересно, что слухи об отставке харьковского губернатора отнюдь не прочат ему политическое небытие - обычно упоминается некая «работа в Киеве». Кроме того, случись вдруг отставка в ближайший год, Михаил Добкин с легкостью победит в любом мажоритарном округе харьковской области и станет нардепом (кстати, именно с этого кресла и начиналась его политическая карьера - он был народным депутатом с 2002-го по 2006-й год). Оптимизма взгляду на дальнейшую карьеру губернатора добавляет и возраст - ему всего 41.
С давним другом и партнером харьковского губернатора - Геннадием Кернесом все гораздо сложнее. Кернеса в Харькове в общем-то не любят. Его не любят за уголовное прошлое, за национальность (бытовой антисемитизм никто не отменял), за вырубку лесопарка, за сокращение трамвайных маршрутов, за слухи о его огромном личном капитале... И таких «за что» можно насчитать несколько десятков. В Киеве Кернеса не любят за скандалы, которые не добавляют рейтинга партии власти (самый яркий - история с лавочками для метрополитена за полтора миллиона гривен).
Итак, Кернеса, кажется, не любит никто и, тем не менее, он занимает главную выборную должность в городе. Это, пожалуй, главный парадокс Харькова. Впрочем, парадокс этот объясним. Дело в том, что Геннадий Кернес при всей своей отрицательной харизме и скандальности довольно эффективен: в Харькове ударными темпами идет капитальный ремонт дорог, благоустраиваются парки и скверы, детские площадки растут как грибы после дождя даже в самых отдаленных районах, отопительный сезон всегда проходит без эксцессов, инженерные сети ремонтируются, общественный транспорт ходит исправно... В общем, за последние год-два, жить в Харькове стало определенно комфортнее.
При этом, конечно, харьковской городской власти можно многое поставить в вину. Кроме коррупционных скандалов, это склонность к мега-проектам (реконструкция парка Горького по предварительным подсчетам обойдется в 20 млн. евро), маниакальная склонность плодить коммунальные предприятия, чтобы их потом сокращать и объединять... Но, тем не менее, городское хозяйство Харькова работает, и работает если не на пятерку, то на твердую четверку - точно.
Это признают даже оппоненты Кернеса, не забывая, впрочем, добавлять, что «воруют». Однако воруют у нас везде и всегда, а харьковчане в массе своей - люди прагматичные. Для них важнее конкретные осязаемые улучшения, а не некие украденные миллионы, которые для подавляющего большинства жителей города все равно абстрактны.
Именно поэтому за Кернеса на последних выборах проголосовало 130 тысяч харьковчан. Кстати, на выборах Кернес боролся не с главным харьковским оппозиционером, бывшим губернатором Арсеном Аваковым, речь о котором пойдет ниже, а с самим собой, т.е. с тем образом, который сложился у многих харьковчан. В Харькове ни для кого не секрет, что многие избиратели, ставившие в бюллетенях крестик напротив фамилии Авакова, голосовали против Кернеса, а не за экс-губернатора.
Почему Кернес, человек родом из бурных девяностых, который по логике должен только и делать, что красть, немало делает для города? Возможно, тут дело в феномене, который пока не изучен, и который дает надежду, что страна не скатится в коллапс. Феномен этот заключается в том, что некоторые чиновники, рекрутированные из бизнеса, которые уже прошли период первоначального накопления капитала, обеспечили внуков и правнуков, придя в госуправление, почувствовали, что им это просто нравится. Нравится безотносительно к тому, что можно как-то нажиться, т.е. деньги уходят на второй план, уступив место желанию быть известным, обладать реальной властью, влиять на жизнь сотен тысяч людей, оставить после себя что-то, кроме банковских счетов и т.д. Все это, конечно, не имеет никакого отношения к альтруизму, однако делает чиновничье существование вчерашних бизнесменов более созидательным. В общем, Кернесу быть мэром нравится, это очевидно. Отсюда - созидательность в его действиях и явное улучшение качества жизни в Харькове.
Оппозиция
В Харькове оппозиции нет. Т.е. она формально она есть. Да и несколько сот активистов-общественников, причисляющих себя к оппозиции, постоянно выходят на немногочисленные и унылые акции протеста. Тем не менее, оппозиции в общепринятом понимании этого слова в Харькове не существует. Главная причина в ее лидере, экс-губернаторе и главном БЮТовце области Арсене Авакове.
Этот крупный бизнесмен, попав в губернаторское кресло на волне оранжевой революции, на поприще управления областью особой славы себе не снискал, и харьковский облсовет дважды голосовал за его отставку. Правда, Виктор Ющенко эти решения игнорировал, и Арсен Борисович таки усидел в кресле. Правда, указ об отставке все же нашел героя, причем указ этот Виктор Ющенко подписал буквально в последние дни своего правления, между первым и вторым туром президентских выборов. Мотивировал свое решение Ющенко «политической ангажированностью» харьковского губернатора. Эта самая ангажированность заключалась в том, что Арсен Аваков, понимая, что дело движется к развязке, и в президентском пуле, ему делать точно нечего, сделал ставку на Юлию Тимошенко, которая имела шансы стать президентом, а значит, у Арсена Авакова появлялся реальный шанс сохранить должность. Однако с должностью у Авакова по понятным причинам не сложилось, и пришлось уходить в глухую оппозицию.
Через некоторое время Арсен Аваков возглавил харьковский БЮТ, сменив на этом посту нардепа, хозяина рынка Барабашова Александра Фельдмана. Последнему оппозиционность в тот момент была явно не нужна, он вздохнул с облегчением и перешел в стан регионалов.
На ниве оппозиции харьковский экс-губернатор Аваков тоже особого успеха не имел. Его лебединой песней, стали мэрские выборы, на которых, он отстал от Геннадия Кернеса всего на три тысячи голосов. На выборах оппозиция усмотрела массу нарушений, но ни одно из них так и не смогла отстоять в суде. В среде либеральной общественности до сих пор бытует мнение, что виной всему, как обычно, продажная судебная система. Но правда заключается в том, что ни одно из этих нарушений не было должным образом задокументировано, а те, что были, никак не могли повлиять на исход выборов. Речь идет, например, о надорванных мешках с бюллетенями в горизбиркоме. Их изображение в оппозиционных СМИ сопровождалось драматичными комментариями, однако специалисты по избирательному праву лишь пожимали плечами: протоколы участков были оформлены должным образом, с подписями наблюдателей от БЮТ, а потому, в каком виде уже посчитанные бюллетени попали в горизбирком, было уже не важно. В общем, Аваков проиграл, в том числе и благодаря тому, что не смог организовать работу членов своих комиссий и наблюдателей.
После этого жить бы Арсену Борисовичу и здравствовать, скандируя «Юля!» в Печерском суде с такими же как он политическими неудачниками, да спонсировать жидкие палаточные городки, но не тут то было. Харьковские правоохранители возбудили уголовное дело по факту мошеннического завладения неустановленными лицами земельным участком площадью около 700 га в пригороде Харькова. «Неустановленные лица» вскоре были установлены и несколько сотрудников подконтрольных Авакову бизнес-структур оказалось в СИЗО. Конечно, такая крупная земельная афера вряд ли могла происходить без участия губернатора, тем более произошла она как раз в то время, когда Аресен Борисович губернаторствовал. Именно с этим уголовным делом был связан обыск в офисе Авакова, который в июле наделал много шума. Там же оказались офисы подконтрольных Авакову СМИ, поэтому криков о наступлении на свободную прессу было много. И про «политические преследования», разумеется, кричали тоже. Правда, потом крики как-то сами собой поутихли, а Арсен Борисович сделал вполне логичный ход - сбежал. Сейчас, по слухам, он находится в солнечной Италии. Местный БЮТ, деморализованный отсутствием вождя, который к тому же находится не столько в эмиграции по политическим соображениям, сколько в бегах, как подозреваемый, скрывающийся от следствия, завял и лишь изредка напоминает о себе небольшими и унылыми акциями.
А другой оппозиции в Харькове никогда не было. Местный «Фронт Змин» возглавляет бизнесмен Александр Давтян, которому не с руки ссориться с местной властью. Он и не ссорится. Что до других политических партий, то их в городе практически не слышно. Разве что ВО «Свобода» иногда оживляет ставшим скучным политический ландшафт своими мероприятиями, которые, конечно, не имеют никакого эффекта в русскоговорящем Харькове.
СМИ
Средства массовой информации в Харькове, конечно, есть, только влиятельных СМИ в городе никогда не было. Как не было никогда и журналистов, к чьему мнению прислушивалась бы общественность. Отчасти это связано с тем, что средства массовой информации всегда рассматривались владельцами как политические инструменты, и использовались эти инструменты с таким энтузиазмом, что ни о каком доверии аудитории не могло быть и речи. Что до журналистов, то многие из них или уехали за длинным рублем в столицу, или оставшись, полностью сосредоточились на выполнении поставленных владельцами задач. Это очевидно послужило пополнению семейных бюджетов журналистов, и так же очевидно не способствовало их профессиональному росту.
Это отступление необходимо для понимания того, на каком фоне происходило отключение от эфира трех телеканалов, находящихся под контролем Арсена Авакова. Дело было представлено так, как будто это отключение - результат внутренних конфликтов между акционерами, и власть вроде бы не при чем. В это, конечно, поначалу мало кто поверил, но версия эта была так активно поддержана провайдерами и людьми, к власти прямого отношения не имеющими, что сами руководители отключенных медиа заговорили о «рейдерстве» и стали осторожнее упоминать представителей власти как инициаторов отключения.
Были, конечно, и акции протеста. Но присутствовали на них только сотрудники каналов, да активисты Арсена Авакова. Харьковчане никак не отреагировали на дыры в информационном пространстве: всем было все равно. Разговоры о том, что харьковчан лишили «популярных каналов и служб новостей» оказались пустопорожними. Особенно явно это стало заметно, когда руководство одной из телекомпаний - АТН (это скорее новостная служба, имеющая лицензию на вещание, чем полноценный канал) приняло решение демонстрировать свой контент на передвижном экране, на улицах Харькова. Экран имел место, и даже пластиковые стулья были перед ним расставлены. Только харьковчане этот передвижной балаган просто проигнорировали. Возле экранов не наблюдалось аншлага, и даже количество зевак, которые всегда собираются посмотреть на что-то необычное, измерялось единицами.
В общем, в определенном смысле, сами руководители отключенных каналов поспособствовали ситуации: они долгие годы занимались обслуживанием спонсоров, совершенно не заботясь о качестве контента. В итоге, оказалось, что зрителям каналы просто неинтересны. Именно поэтому ловкая зачистка информационного пространства Харькова всколыхнула журналистскую общественность, но никак не затронула широкие зрительские массы.
Вот такой он, Харьков, город парадоксов. В последнее время жить в нем стало немного комфортнее, но гораздо скучнее. Власть, лишенная каких-либо раздражителей, все больше впадает в нарциссизм, а харьковчане... Пожалуй, доминирующее сейчас настроение - тотальное разочарование во всех политиках. К тому же в Харькове, даже для протестно настроенных граждан просто нет никаких альтернатив действующей власти (сбежавший Аваков, похоже, интересует только горстку проплаченных адептов). Поэтому харьковчане имеют все шансы стать самыми аполитичными жителями Украины. Хорошо это или плохо - сказать сложно. С одной стороны, Харьков наверняка продемонстрирует крайне низкую явку на парламентских выборах, а значит - вряд ли выбор харьковчан будет отражать их реальные предпочтения. С другой стороны, не может не радовать факт того, что среднестатистического харьковчанина давно не купишь никакими лозунгами.
Денис Азаров, специально для Полемики
http://polemika.com.ua/news-76578.html#title