Что стоит за отказом Европы от иранской нефти?
03.02.2012 | 12:16
http://www.fondsk.ru/news/2012/02/03/ch … nefti.html
31 января текущего года участники чрезвычайного саммита Евросоюза одобрили разработанные министрами иностранных дел меры в отношении Тегерана, включая эмбарго на импорт иранской нефти. Со стороны такое поведение лидеров ЕС выглядит как самоубийство. Почему Европа, так яростно боровшаяся последние месяцы за сохранение своего единства вдруг в одночасье готова обломит сук, на котором висит благополучие целого ряда государств Европы? Зачем нужен отказ от иранской нефти именно сейчас, когда экономическая ситуация в самой Европе крайне нестабильна и вопрос обсуждается о целесообразности сохранения единства Европы?
Прежде, чем пытаться ответить на этот вопрос посмотрим на карту, на которой отмечены основные покупатели иранской нефти. Структура потребления иранской нефти на сегодня выглядит примерно следующим образом:

Европейские потребители составляют 18% от общего экспорта иранской нефти. Однако, что наиболее важно, основными потребителями иранской нефти в Европе являются Греция, Италия и Испания. Это именно те государства, экономика которых пребывает в наиболее тяжёлом состоянии от воздействия глобального экономического кризиса. В условиях внутренней нестабильности, правительства этих стран не могут позволить себе отказаться от привычной схемы поставок нефти и дополнительно поставить под удар национальную промышленность и инфраструктуру.
Почему именно так? Современная политика (а, вернее, приёмы управления миром) базируются на многоходовых и многоаспектных действиях, вызывающих «эффекты» в самых разных сферах жизнедеятельности общества. Поэтому предпринимаемые шаги со стороны кажутся нереальными и нелогичными, так как с разных точек зрения обладают разной логикой.
В последние годы мы наблюдаем реализацию стратегического плана переустройства мира, вызванного к жизни фундаментальными изменениями реальности под действием ряда ключевых факторов: близости исчерпания углеводородного сырья, стремительного развития информационных технологий, трансформирующего мировую экономику и мировые финансы и некоторых других.
Одной из целей этого плана, как видится, является установление контроля над ключевыми месторождениями углеводородов. Другой целью является переформатирование геополитической карты нового мира, в котором роли должны быть распределены иначе, чем на карте «развитого империализма» XX века – сегодня необходима иная конфигурация геополитических центров, обладающих иными аспектами своей силы, нежели таковые в прошлом столетии.
Именно по этой причине мы наблюдаем столь драматичную картину в Европе. Этот геополитический центр не вписывается в новую картину мира. Он слишком привязан к истощающимся запасам углеводородов, что делает его управляемым поставщиком углеводородов. Однако за годы существования ЕС как механизма управления одним из геополитических центров силы, сформировались и механизмы управления им самим – во всяком случае, механизмы, способные его нейтрализовать при необходимости (это, кстати, «фирменный» стиль игры Британской империи на поле «Большой игры» - формировать ситуацию так, чтобы при необходимости иметь возможность в будущем ее изменить, если что-то пойдёт не так: пример - Индия-Пакистан или границы на Африканском континенте, прочерченные не без участия Британии и породившие массу региональных конфликтов). Механизмы эти, охватывающие как финансово-экономические, так и политические аспекты, очень эффективны – юридические основы существования ЕС формировались в годы Холодной войны под пристальным взором США и Великобритании именно для консолидации усилий на случай чрезвычайной ситуации, это не позволяет думать о самостоятельности действий ЕС в жёстких условиях нынешней обстановки.
Получается, что сегодня эти механизмы задействованы. Под влиянием поставок российского и иранского сырья Европа становится все сговорчивее со своими поставщиками, что поставило под сомнение руководящую роль США и НАТО, а ведь впереди ещё Китай… Полагаю, что в ближайшее время мы станем свидетелями катастрофических трансформаций нынешней конструкции под названием «ЕС». Во что – это несколько иная тема.
Здесь уместно обратиться к словам Г.Киссенджера по ситуации в мире в целом и Европе, в частности, «…вот почему в ЕС так торопились, чтобы сформировать свою сверхдержаву, потому что они знают, что грядёт, и, чтобы выжить, Европе придётся стать единым целым сплочённого государства. Эта безотлагательность говорит мне, что они хорошо знают, что ждать от нас. О, как я мечтал об этом восхитительном моменте….»[1].
[1] http://www.csef.ru/actual/2650/
Сергей Гриняев