В настоящее время и блогосфера, популярны журналы экономического профиля и даже солидные аудитории обсуждают вопрос о сырьевом характере российской экономике.
Конечно, глупо возражать против очевидных фактов, что добыча природных ресурсов (нефть и газ, минеральные руды, древесина и т.д.) является одной из важнейших составных элементов национального продукта и значительной долей экспорта. Д.Медведев (http://kremlin.ru/news/6854) признавал в феврале 2010 г, что «Топливно-энергетический комплекс обеспечивает почти треть валового внутреннего продукта страны и около 40% всех налоговых и таможенных поступлений в бюджет». Очевидно, что этот вклад в экономику страны позволяет говорить о значительной степени зависимости России от конъюнктуры мировых цен на полезные ископаемые. Между тем все ли так однозначно?
Для начала необходимо отметить, что зачастую говоря о трети ВВП, приходящейся на ТЭК забывают, что реальный продукт добычи полезных ископаемых составляет приблизительно 9-11 % от ВВП. Так, например, в 2008 г. доля добывающих отраслей в структуре ВВП составляла 9 % (см. рис. 1). Однако добыча ископаемых мультиплицирует значительный прирост ВВП в других областях деятельности – строительстве для нужд ТЭК и иных добывающих отраслей, трубопроводный транспорт, обогатительные фабрики, сервис и обслуживание машин и агрегатов, и т.д. В общей сложности добыча ископаемых приращивает дополнительно до 20 % ВВП России. В этой связи, конечно же, следует отметить значение добывающих отраслей в структуре ВВП.
Полностью

